В конце 2020 года Яндекс запустил новый алгоритм ранжирования YATI. Он формирует выдачу, опираясь на смысл текста. Такой подход обеспечивает максимальное соответствие результатов запросу пользователя. Как он работает, и как отразится на продвижении сайтов – разберем в статье.
Что это такое YATI
YATI определяет смысл поискового запроса и формирует подходящую выдачу. Вхождение ключевых слов в тексте необязательно. Алгоритм подбирает схожие по семантике страницы и определяет, что нужно пользователю. Он находит ответы даже на сложные вопросы, совсем как человек. С его внедрением качество поиска значительно улучшилось. У небольших сайтов появился шанс продвинуться по популярным фразам.
В основе YATI лежат нейросети-трансформеры. Поэтому он так и называется: Yet Another transformer with Improvement – с английского «еще один преобразователь (трансформер) с улучшением». Трансформер – это сверхбольшая и сверхсложная нейросеть для обработки естественного языка. Она легко справляется с анализом, переводом и созданием текста. За такой эффективностью кроются огромные вычислительные мощности.
Самый яркий пример работы алгоритма, это когда пользователь находит фильм, не зная его название. Он вводит описание или его суть, а система точно определяет, о чем идет речь. YATI является аналогом BERT от Google. Он также анализирует весь текст, а не просто ключевые фразы. По заверениям Яндекса, отечественный продукт превосходит зарубежный. Преимущество заметно только в русскоязычном сегменте.
Как было раньше
Современные алгоритмы используют машинное обучение. Но так было не всегда. До 2016 года релевантность определялась по ключевым словам. Чем их больше совпадает в запросе и на странице, тем вероятнее сайт попадет в топ. Робот ориентировался не только на текст, но и на его объем, поведенческие факторы и многое другое. Он искал слова, которые ввел пользователь, но никогда не вникал в суть документа.
Затем с разницей в один год появились два робота, задействующих нейросети:
- Палех. Научился отвечать на сложные запросы. Искал не строго по ним, а обращал внимание на суть фразы и заголовки страниц. Это первый шаг к поиску по смыслу, а не только по вхождению ключей. Выдача заметно похорошела. Ресурсы с бессмысленным текстом, но обилием ключей, потеряли топовые позиции. Стали цениться уникальные грамотные полезные статьи. Но из-за сложности алгоритм применялся не ко всему индексу, а примерно к 150 первым страницам;
- Королев. Улучшение Палеха. Анализировал не только заголовки, но и содержимое важных частей текста. Учитывал статистику и мнение асессоров, посетителей и пользователей сервиса Яндекс.Толока. За счет этого поиск стал еще точнее. Система находила ответы на запросы, сформулированные в формате разговорной речи. Результат формировался быстрее, а сам поиск производился глубже (200 тыс. документов).
Палех и Королев далеко не первые попытки Яндекса улучшить качество выдачи. До них были и другие роботы. Они опирались не на нейросети, а на математические расчеты. Рекомендуем прочитать статью «Что такое алгоритм ранжирования поисковых систем и почему это важно знать». В ней мы подробно раскрыли тему и для Яндекса, и для Google.
Как работает YATI
YATI – это сложная инженерная разработка и с программной, и с технической точки зрения. Для ее реализации потребовалось около сотни сверхмощных ускорителей искусственного интеллекта, объединенных в одну сеть. Она состоит из самых технически продвинутых GPU на сегодняшний день – NVIDIA Tesla V100. Благодаря им ученые и исследователи могут решать задачи, которые раньше считались невыполнимыми.
YATI – это нейросеть-трансформер. Ее необходимо обучать. При стандартном подходе трансформеру показывают текст, в котором скрыты некоторые слова. Ему необходимо найти смысл и угадать пропущенные участки. Яндекс усложнил задачу своему алгоритму. YATI показывали реальные поисковые запросы и соответствующие им выдачи. Ему надо было определить, какие страницы помогли пользователям, а какие – нет.
За эталон бралась оценка экспертов-людей. Они оценивали релевантность страниц по сложной шкале. По сути, алгоритм обучили угадывать экспертную оценку и на ее основе формировать выдачу. Такой подход рекордно улучшил качество поиска.
Особенности YATI
Главная задача нового алгоритма – ответить на вопрос любой сложности. И он с этим успешно справляется. Почему понадобился трансформер? Предыдущие роботы ведь тоже находили ответы без обязательного вхождения ключей? Да, находили, но результат был правильным не всегда. Потому что Палех и Королев прогнозировали клик пользователя, а YATI – оценку эксперта.
Какие преимущества у обновленного поиска:
- анализирует не только ключи и заголовки, а текст целиком, в том числе и объемный;
- находит значимые части текста, которые могут быть особенно полезными пользователю;
- учитывает контекст, порядок слов и их взаимосвязь, то есть определяет смысловую нагрузку.
Алгоритм работает с текстом гораздо лучше предшественников. Они просматривали не больше 10% текста и только там, где есть заголовки или ключи и их синонимы. Он же работает с большими объемами и целиком понимает статьи, в которых не более 10 предложений.
Для чего внедрили YATI
Он создан для поиска точной информации по семантическому анализу. Чем точнее выборка, тем меньше возможностей для манипуляции с контентом. На первый план выходит не количество ключей на странице, а экспертность содержимого. Это отличная новость для белого SEO.
Что поможет остаться в топе:
- Подробный ответ на запрос пользователя. Статья должна быть максимально полезной. Необходимо полностью раскрыть тему. Минимальный объем – 3000 символов;
- Продолжительный сеанс на сайте. Чем дольше посетитель остается на странице, тем она полезней с точки зрения поисковика. Длинные статьи и встроенные видео увеличат этот показатель;
- Переходы по внутренним ссылкам. Если посетитель перемещается по ресурсу, то это хороший знак для робота. Подтолкнут к этому ссылки на другие статьи. Например, если материал состоит из нескольких частей.
Специалисты Яндекса утверждают, что новый робот улучшил качество поиска на 96%. Это самый сильный рывок за последние 10 лет.
Как подготовить контент к новым правилам
YATI специализируется на текстах. Чтобы выйти в топ, необходимо оптимизировать их под новые требования. Что нужно делать:
- Писать просто и понятно. Короткие предложения и минимум терминов. Информация должна восприниматься с первого прочтения;
- Разбивать текст на блоки. В блоках по 2-3 абзаца. В абзацах по 4-5 строк. У каждого блока свой подзаголовок. Так читатель быстрее найдет и усвоит информацию;
- Выделять заголовки и подзаголовки. Раньше надо было помечать ключевые фразы в тексте. Теперь это неактуально;
- Делать маркированные и нумерованные списки. Роботы приветствуют структурированные тексты. Списки обязательно должны быть в статье (хотя бы один);
- Добавлять ключи, их синонимы и фразы из подсветки Яндекс. Это фразы, которые чаще других вводят пользователи. Между ключами можно вставлять другие слова, чтобы разнообразить запрос;
- Использовать низко- и среднечастотные фразы в поисковом виде. Это повышает вероятность попадания в топ;
- Вставлять ключи в заголовки и подзаголовки. Алгоритм понимает текст, но заголовки и подзаголовки остаются в приоритете.
Большинство правил актуальны для длинных статей. Если в тексте не больше 10 предложений, то форматировать его абзацами и списками необязательно.
Как оформить коммерческий текст для YATI
Коммерческие статьи – это описания товаров и услуг. Для них характерен небольшой объем и обилие ключевых слов. Алгоритм может принять их за спам и понизить сайт в ранжировании. Особенно это касается новых ресурсов.
Чтобы этого избежать, нужно правильно составить коммерческий текст: сделать полное описание, указать характеристики, добавить фото и видео, включить комментарии и оценки пользователей. Дополнительным плюсом будет обзор товара. Такое оформление понравится и поисковой системе, и клиентам.
Подведем итог: как YATI повлиял на SEO
YATI – это новый алгоритм от Яндекса, который понимает смысл текста и делает выдачу точной. В его основе лежит нейросеть-трансформер с огромными вычислительными мощностями. Он анализирует контент почти как человек. Робот находит ответы на сложные вопросы даже без вхождения ключевых слов. На первое место выходит качество и уникальность контента.
Трансформер сортирует выдачу примерно на 50%. За остальное параметры отвечают старые методы продвижения. По-прежнему важно следующее:
- показатель ИКС;
- количество страниц;
- юзабилити;
- уникальность контента;
- ссылочная масса;
- трафик;
- поведенческие факторы.
Специалисты и владельцы сайтов неоднозначно восприняли нововведение. Многие жалуются на потерю позиций и закрытость алгоритма. Но поиск стал действительно точным. Появился шанс продвинуться по высокочастотным запросам с помощью оптимизации текста.
Не получается пробиться в топ? Команда Белой Вороны найдет решение. Позвоните на или оставьте заявку на сайте. Приведем клиентов из интернета.
Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.