Что такое поисковый робот. Индексация сайтов поисковыми системами

Что такое поисковый робот. Индексация сайтов поисковыми системами

Если интернет – огромная библиотека, в которой собраны книги со всего мира, а пользователь – читатель, который пришел за книгой, то поисковая система – библиотекарь, способный в кратчайшие сроки найти искомую книгу. Как поисковик быстро находит нужный сайт? С помощью индексации, которую совершают поисковые роботы.

 

Поисковый индекс     

Когда пользователь вводит запрос в строке поиска, система формирует выдачу, которую она берет из собственной базы данных. Эта база данных находится на серверах поисковых систем и представляет собой хранилище информации о сайтах – поисковый индекс.

В выдаче мы видим результаты в порядке убывания их значимости. Если сайт отсутствует в индексе поисковика, то он не показывается по поисковым запросам. Пользователи смогут найти страницу только тогда, когда ее проиндексирует робот.

 

Что такое индексация сайтов

Индексация сайта – это процесс сбора информации о сайте, ее последующей обработки и добавления в базу данных поисковых систем.

Она может осуществляться двумя способами:

1) Ручной;

Владелец ресурса добавляет адрес в базу с помощью специальной формы, которая есть в любом поисковике.

2) Автоматический

Робот самостоятельно находит сайт и сканирует его в соответствии со своим алгоритмом работы.

Индексация интернет-ресурсов начала производиться еще в 90-х годах прошлого столетия. Тогда основным признаком было текстовое наполнение – наличие ключевых слов. Сегодня же учитываются сотни характеристик, а сам принцип ранжирования сложен и основан на искусственном интеллекте.

 

Что такое поисковый робот

Роботы – это специальные программы, предназначенные для получения данных о сайтах в автоматическом режиме. Они обращаются по протоколу HTTP к серверам, на которых расположены страницы сайта, а в ответе получают тело каждой страницы. После многоступенчатой обработки в базу вносятся только те данные, которые необходимы для поиска и ранжирования. Так сайт попадает в индекс поисковиков.

Робот – это важнейший элемент поисковой системы. Под роботом подразумевается не одна конкретная программа для индексации сайта, а комплекс программ. У каждой системы они свои.

Например, роботы Яндекса:

  •  основой (главный робот);
  •  индексатор картинок (специализируется на графических файлах);
  •  робот-зеркальщик (предназначен для работы с зеркалами);
  •  быстробот (обрабатывает сайты с часто меняющимся контентом).

Роботы создают базу данных, которая используется для формирования релевантной поисковой выдачи.

 

Как проверить индексацию

1. Поисковый оператор site;

В строке поиска вводим адрес сайта после конструкции «site:». Так мы узнаем приблизительное число проиндексированных страниц в соответствующей системе. Этот способ работает и в Яндексе, и в Google. Если результаты сильно отличаются, то это может говорить о наличии санкций в одном из поисковиков.

2. Панели вебмастера Яндекс и Гугл;

Яндекс.Вебмастер: Индексирование сайта – Страницы в поиске;

Google Search Console: Индекс Google – Статус индексирования.

3. Сервисы для проверки индексации.

Бесплатные сервисы: XSEO.in, SEOGadget.

У сайта RDS целая линейка сервисов, в том числе и плагин для браузера RDS Bar. Он предоставляет комплексную информацию, полезную для СЕО-продвижения сайта.

 

Как управлять индексацией

Робот воспринимает сайт не в том виде, в котором привык видеть веб-страницы рядовой пользователь. Программа анализирует все страницы ресурса, в том числе и созданные ошибочно или находящиеся в разработке.

Так как робот индексирует за раз ограниченное количество страниц, он может просканировать только «пустые» страницы, а полезные оставить на потом. Так уменьшается скорость индексации, а вместе с ней и позиция ресурса.

Чтобы этого не случилось, необходимо управлять индексацией. Рассмотрим несколько простых и эффективных инструментов:

1. Robots.txt;

Это текстовый файл, указаниям которого подчиняется робот. Инструкция для робота пишется при помощи директив:

  •  User-agent – указывает, для какого поисковика написаны правила (User-agent: Yandex). Если правила для всех систем, то используется *;
  •  Allow – разрешает индексирование отдельных объектов. Например, когда нужно закрыть от робота весь каталог за исключением нескольких файлов;
  •  Disallow – запрещает сканировать объекты. Это самая распространенная директива в Robots.txt. Она прячет от робота служебные файлы и страницы, дубли и другие объекты, не нуждающиеся в продвижении. О том, как вредит неправильная работа с дублями СЕО-продвижению мы уже рассказывали в нашем блоге;
  •  Host – указывает главное зеркало. Из страниц с идентичным контентом помечает ту, которую нужно индексировать;
  •  Sitemap – содержит адрес с картой сайта, если она есть;
  •  Clean-param – запрещает индексацию страниц с определенными параметрами;
  •  Crawl-delay – устанавливает временные ограничения на скачивание страниц для поискового робота.

2. Атрибут nofollow;

Закрывает от робота определенные ссылки на странице. Универсален для всех поисковиков.

3. Тег noindex;

Выделяет части текста, которые робот не будет сканировать. Это фирменный тег Яндекса, остальные системы его воспринимают только после небольшой работы с синтаксисом.

4. Атрибут rel=”canonical”;

Выделяет главную страницу, которая будет показываться в выдаче. Нужен для разделения основного зеркала от второстепенного.

5. Sitemap;

Карта сайта содержит перечень страниц и взаимосвязей между ними, а также данные для индексации сайта – приоритет сканирования и частоту обновления. Карту можно создать самостоятельно или с помощью сторонних сервисов, например, gensitemap.

Почему важна скорость индексации сайта

Поисковый робот сканирует сайты не регулярно, а через определенные промежутки времени. Их длительность напрямую зависит от частоты обновления контента. При этом он обрабатывает данные порционно, а не все сразу, чтобы не нагружать сервер. В среднем индексация в Яндексе занимает несколько недель, в Google – несколько дней.

Новостные ресурсы, где часто происходит добавление материала, посещаются роботом практически непрерывно. Поэтому свежие новости почти сразу появляются в поисковой выдаче. 

Веб-страницы, которые обновляются редко, проверяются роботом один-два раза в неделю. Сайты, на которых новый контент не появляется, тоже посещаются роботом, но редко – пару раз в месяц. 

Так как результаты поиска формируются из индекса поисковой системы, то чем раньше ресурс попадет в него – тем лучше. Чем больше скорость индексации сайта – тем выше его позиция в поисковой выдаче. Это один из подтвержденных факторов ранжирования.

Есть еще несколько причин для повышения скорости индексации:

  •  Содержимое сайта потеряет актуальность еще до того, как его увидят пользователи. Например, если опубликована срочная новость или условия акции, которая скоро закончится;
  •  Конкуренты скопируют и опубликуют контент раньше, если их сайт сканируется быстрее. Так они займут более высокие позиции;
  •  Пользователи не успеют увидеть важные изменения и уйдут к конкурентам. Например, расширился ассортимент, появились скидки, но посетитель не дождался, пока они окажутся в выдаче.     
Как ускорить индексацию сайта

Вот небольшой чек-лист для быстрой индексации страниц сайта поисковыми роботами:

  •  Настроить файл robots.txt;
  •  Создать карту сайта;
  •  Использовать Яндекс.Вебмастер и Google Search Console;
  •  Сделать простую и удобную навигацию для посетителей;
  •  Публиковаться на более крупных ресурсах;
  •  Добавлять контент, если не регулярно, то хотя бы часто;
  •  Убрать из индексации дубли и ненужные страницы;
  •  Исправить технические ошибки;
  •  Использовать быстрый и надежный хостинг.

Индексация сайта – сложный процесс, непосредственно влияющий на позицию ресурса в выдаче. Управление индексаций является неотъемлемым элементом СЕО-продвижения.

Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.   

 

Подпишитесь на наш блог

Обсудим Ваш проект?

Вам также может понравиться