Рекламщикам как-то нужно оценивать эффективность разных маркетинговых каналов. Только так можно понять, какой из них настроен правильно, а какой требует корректировки. Для этих целей есть специальный инструмент - UTM метки. В статье о реферальных хвостах мы уже затрагивали эту тему. А сейчас подробно остановимся на них.
Что такое UTM метка
Urchin Tracking Module (с английского "следящий модуль") - специальный параметр, закодированный в формате GET-запросов, который добавляется к ссылке. Разработала эту технологию Urchin Software Corp. Сегодня UTM применяется веб-аналитиками по всему миру.
Зачем использовать UTM метки
Они вставляются в ссылку с рекламой и несут в себе исчерпывающие данные о маркетинговом канале. О чем может сказать метка:
- источник трафика;
- наименование маркетинговой кампании;
- ключевые запросы;
- тип рекламы.
Благодаря этим данным маркетолог будет знать, сколько человек пришло из поиска, а сколько из объявлений в ВКонтакте. Точные цифры нужны, чтобы корректировать рекламу. Без анализа и доработок продвижение сайта обречено на провал.
Что представляют собой UTM метки
Метка содержит два поля:
- отслеживаемый параметр;
- значение параметра.
Рассмотрим небольшой пример:
utm_source=google
utm_source – название метки.
содержание параметра - google.
Метка из примера нам говорит, что источником трафика является поисковая система Google.
Какие они бывают
Существует пять видов UTM:
- utm_source – источник трафика (поисковые системы, социальные сети, рассылка и т.д.);
- utm_medium – тип рекламы (контекстная, тизерная, всплывающая и т.д., подробнее о типах рекламы Вы можете узнать в нашей статье «Как оценить эффективность рекламы в интернете?»);
- utm_campaign – название конкретного объявления или кампании в целом (например, «utm_campaign=yandex» - метка Яндекс, то есть контекстной рекламы, которую мы запустили в отечественном поисковике);
- utm_term – запросы, по которым клиент нашел Вас;
- utm_content – дополнительная информация о кампании (пригодится для тех случаев, когда одни и те же маркетинговые каналы используются для разной рекламы).
Первые три метки из списка относят к основным, последние две – к дополнительным.
Как правильно писать метки
Как и любая другая технология, которая прямо или косвенно связана в веб-программированием, UTM метки имеют свой синтаксис. Главные правила:
- все буквы пишутся латинским алфавитом;
- верхний и нижний регистры одной буквы – это разные символы;
- метки разделяются амперсандом «&»;
- запрещается использовать пробелы, вместо них вставляют знак нижнего подчеркивания «_»;
- для передачи нескольких значений в одной ссылке используется знак «+»;
- перед первой меткой обязательно ставится знак вопроса «?».
Ошибка в синтаксисе сделает страницу по ссылке недоступной или приведет к некорректной записи данных.
Динамические параметры UTM
Среднестатистическая рекламная кампания строится не на одном десятке объявлений. Порой их число достигает нескольких тысяч. Прописать метку вручную для каждого из них – долгий и кропотливый процесс. Поэтому многие известные сервисы имеют опции для автоматизации этой операции.
Чтобы ускорить генерацию меток, были введены динамические переменные. В UTM Яндекс и Google для каждого перехода системы сами заполняют метки. Пользователю необходимо лишь один раз создать метку с динамическим параметром.
Динамический параметр вставляется в содержимое метки в фигурных скобках. Более детально они разобраны в руководствах по Яндекс.Директ и Google AdWords.
Инструменты для создания UTM
Помимо встроенных инструментов, которые есть в Яндексе и Google, существуют и другие, значительно ускоряющие и упрощающие процесс написания UTM меток. Генераторы практически полностью автоматизируют их составление. Вы страхуете себя от возможных ошибок.
Несколько примеров генераторов меток UTM в свободном доступе:
http://free.lead-academy.ru/utm/
https://adpump.ru/utm-url
http://utmurl.ru/
https://rek9.ru/utm/
Все они достаточно просты, разобраться в них не составит труда. С их помощью можно создавать UTM метки Директ и все остальные.
Инструменты для сокращения ссылок
Ссылки с метками выглядят громоздко и пугают пользователей. Потенциальный клиент может не понять, куда она ведет, и просто закроет страницу.
Рекомендуем использовать сервисы по сокращению ссылок:
https://bitly.com/
https://vk.com/cc
https://goo.gl/
Все они бесплатны, так что можете выбирать любой из них.
Где смотреть статистику
Все аналитические данные по UTM меткам попадают в Яндекс.Метрику и Google Analytics. Именно из них маркетологи берут данные для исследований и корректировки.
Где они находятся:
- Яндекс.Метрика: Стандартные отчеты – Источники – Метки UTM;
- Google Analytics: Источники трафика – Кампании – Все кампании.
Распространенные ошибки
- Пропущен знак вопроса перед первой меткой. В таком случае браузер пытается загрузить несуществующую страницу вместо ссылки с меткой;
- Ошибки в синтаксисе. Продублированные знаки «?», пропущенные «&», опечатки не позволяют системе аналитики правильно прочитать метку, в результате получается ошибочная статистика;
- Пробелы. Пробелы недопустимы при написании UTM Яндекса или любой другой метки. Система заменяет их своими символами, что опять приводит к некорректным данным;
- Несколько названий одних и тех же данных. Часто маркетологи забывают, что при составлении меток нужно следить за регистром. В итоге у одного канала получается несколько меток, что усложняет анализ.
Если с синтаксисом все понятно, то с названиями могут возникнуть трудности. Рекомендуем работать только со стандартными UTM метками Директ и другими. Так Вас поймет любой специалист.
UTM – важный инструмент для веб-аналитики. Метки позволяют оценить эффективность не только маркетингового канала в целом, но и каждого объявления по отдельности. Генераторы меток автоматизируют их написание. А бесплатные сервисы помогут сократить ссылки до нужного размера.
Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.