Сколько людей, столько и мнений. Это касается и процесса разработки сайта или другого программного обеспечения. Заказчик говорит одно, а исполнитель понимает другое. В итоге результат не оправдывает ожидания ни одной из сторон. Избежать этого поможет техническое задание (далее ТЗ). Как составить грамотное техническое задание для разработчиков? Разберем 4 главных правила.
-
Все подробно прописать
Все должно быть зафиксировано на бумаге или в электронном документе. Если переговоры проводятся устно, то все договоренности все равно нужно записать. Так к ТЗ всегда смогут вернуться и заказчик, и исполнитель: повторно изучить, сделать выводы и даже внести правки. Ничего важного не потеряется.
Оптимально использовать два файла:
- Общий. Сюда пользователи, разработчики и заказчики кидают свои мысли по проекту. Это просто рекомендации, а не требования. Но обмен идеями помогает найти оптимальное решение;
- Проектный. В него помещают ТЗ и карту проекта. Здесь отслеживаются все этапы разработки. Исполнители ставят отметку о завершении, а руководители сверяются с заданием и составляют отчеты.
-
Показать текущее состояние проекта
Перед написанием технического задания нужно обсудить действующий функционал. Как все работает, плюсы и минусы, жалобы пользователей, собственные впечатления, общую концепцию, важные нюансы. Для чего это делать? Чтобы найти общий язык и обозначить свою точку зрения. В процессе обсуждения родятся конкретные задачи. Разработчик узнает, чего хочет заказчик. Проект будет развиваться в правильном направлении.
-
Рассказать, что нужно изменить
Это самый ответственный пункт. От него зависит качество будущего проекта. Здесь прописываются все детали по модернизации или созданию продукта. Важно помнить одну простую вещь: разработчики не экстрасенсы – они не умеют читать мысли. Даже какие-то, на первый взгляд, очевидные вещи необходимо описать.
Например, если хочется больше синего цвета в стиле, нужно указать это. Или чтобы при наведении курсора на кнопку, она выделялась. Или что нельзя использовать точки в заголовках и подзаголовках. Любая мелочь должна быть прописана. Иначе исполнитель реализует функцию на свое усмотрение. Его видение может не совпадать с мнением заказчика.
Проект лучше разбить на пункты и подпункты. И в каждом из них раскрыть соответствующие задачи для текста, функционала, дизайна, юзабилити и т.д. Только четкое ТЗ гарантирует желаемый результат.
-
Описать, как все должно работать
Здесь должен получиться чек-лист, по которому будет приниматься проект. Поэтапно перечисляются все составляющие и требования к ним: текст, контент, дизайн, интерфейс, юзабилити, анимация и другое. Для разработчика этот пункт – руководство к действию, а для заказчика – текстовый или графический макет продукта.
Пример ТЗ и реализации
Рассмотрим пример по улучшению одной функции. Возьмем онлайн-школу с личным кабинетом. Содержание курса открывается только после покупки. Задача: нужно сделать так, чтобы пользователь видел курс в личном кабинете до оплаты.
Как функция работает сейчас: чтобы посмотреть план занятий, ученикам приходится вводить промокод на скидку 100%. Это долго и неудобно. Такой процесс приводит к частым отказам.
Что нужно изменить: добавить в личный кабинет кнопку просмотра курса. Так пользователь зайдет в аккаунт и в один клик получит нужную информацию.
Как должно работать: кнопка располагается справа от названия курса. Нажатие по ней ведет на страницу с перечнем лекций и практических занятий.
Реализация: в Figma создается макет кнопки. Разработчики связывают ее с личным кабинетом и выгружают код на тестовый сервер. Если есть неполадки, делают доработку. Если все в порядке, переносят код на рабочий сервис.
Заключение
Цифровой рынок быстро меняется и развивается. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно идти в ногу с технологиями, быстро внедрять новинки и вносить улучшения. Техническое задание играет важную роль в этом процессе. Только правильная и детальная постановка задач приводит к желаемому результату.
Агентство Белая Ворона всегда проводит брифинг перед стартом проекта. Мы совместно с заказчиком обсуждаем все нюансы и утверждаем ТЗ. Нужно реализовать интернет-проект? Найти клиентов в интернете? Позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Будем рады помочь.
Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.