И по сей день встречаются заказчики и исполнители, которые уверены, что подготовка технического задания – пустая трата времени. Но полное взаимопонимание клиента и разработчика – это утопия, далекая от реальности. Эта статья призвана убедить неверующих в обязательности техзадания.
Что такое ТЗ
Техзадание – это документ, в котором подробно описаны требования к проекту. То есть в нем учтены все характеристики разрабатываемого сайта, перечислены условия и сроки выполнения работ, четко поставлена каждая задача и т.д.
Техническое задание утверждается заказчиком и согласовывается исполнителем. Работа над проектом начинается после его утверждения обеими сторонами.
Для чего нужно ТЗ на сайт
Основная задача этого документа – свести к минимуму разность между реализованным проектом и пожеланиями клиента. При этом и для заказчика, и для исполнителя техзадание служит главным ориентиром в работе и принятии проекта. Изменение ТЗ в одностороннем порядке невозможно.
Составление технического задания выполняет важные функции:
- разрешение спорных ситуаций;
- выполнение только оговоренных работ;
- сохранение изначально указанных цен;
- защита исполнителя от необоснованных правок;
- гарантия реализации всех требования для заказчика;
- своевременный запуск проекта.
Разработчик вправе не выполнять задачи, которые не были перечислены в техзадании. Клиент вправе отказать в принятии и оплате проекта, если его функционал не соответствует тому, что был описан в техническом задании на сайт.
Кто должен составлять ТЗ
Разработка ТЗ на сайт – сложное и трудоемкое мероприятие, которое требует профессиональных знаний в веб-программировании и смежных областях. Процесс его написания может занять не одну рабочую неделю.
Техзадание могут составить:
- заказчик;
- исполнитель;
- третья сторона (проект-менеджер, эксперт).
В большинстве случаев заказчик далек от веб-индустрии и неспособен грамотно подойти к разработке технического задания. Поэтому часто он лишь озвучивает свое видение и общие требования, а основные функции по составлению задания ложатся на плечи исполнителя. Это происходит в форме брифинга, по окончании которого утверждается документ.
ТЗ могут составить приглашенные специалисты. Но их услуги платны и недоступны при ограниченном бюджете. К их помощи преимущественно прибегают лишь крупные организации.
Что должно быть в ТЗ на разработку сайта
Обычно техническое задание на сайт содержит следующие обязательные пункты:
- Цели и задачи сайта. Это самый важный пункт. В нем ставятся цели, которых планируется достигнуть с помощью сайта, и формулируются задачи, решение которых приблизит к конечному результату;
- Описание проекта. В данном пункте перечисляются характеристики проекта, начиная от целевой аудитории и заканчивая его полезностью для потребителя;
- Техническая сторона сайта. В этом пункте технического задания подробно расписывается карта сайта, функциональность каждого элемента, пользовательский интерфейс, наполнение контентом;
- Рамки проекта. Указываются конкретные сроки на все этапы или на проект в целом, устанавливаются финансовые ограничения;
- Требования к разработке, тестированию и проверке. Оговаривается регламент, по которому будет тестироваться и приниматься готовый сайт;
- Прототип будущего сайта. Это необязательный пункт, но крайне желательный. Если при подготовке технического задания включить в него прототип, то это положительно скажется на дальнейших работах. Прототипы мы уже разбирали в статье «Макет-прототип: бумажный или интерактивный?».
Это необходимый минимум, который должен быть в каждом ТЗ. При разработке сложных проектов не обойтись без дополнительных пунктов. Для простоты можно разделить сайт на отдельные блоки и для каждого из них сформулировать свое техзадание. Аналогичную операцию проделать с областями отдельных специалистов (программист, дизайнер, копирайтер, SEO-специалист).
Советы по написанию ТЗ
Следующие советы помогут Вам при составлении технического задания:
1. Охарактеризуйте свой продукт:
- что из себя представляет;
- для кого предназначен;
- где будет востребован (город, район, область);
- чем отличается от конкурентов.
2. Опишите бизнес-модель проекта:
- ожидаемый доход;
- ценность для рынка;
- планируемая ниша;
- ключевые партнеры;
- экономическая структура.
3. Обозначьте миссию компании:
- в чем заключается деятельность;
- области, в которых задействована;
- политика;
- цели;
- методы достижения целей.
4. Проанализируйте конкурентов:
- найдите прямых конкурентов;
- оцените их сильные и слабые стороны;
- изучите сайты;
- прочтите отзывы клиентов;
- сделайте выводы.
5. Составьте портрет клиента:
- возраст;
- социальный статус;
- доход;
- семейное положение;
- род занятий;
- стиль жизни;
- предпочтения;
- цель посещения Вашего сайта.
6. Поставьте SMART-цели, то есть:
- конкретные;
- измеримые;
- достижимые;
- сопоставимые (с общей стратегией);
- определенные (во временных рамках).
Разработка сайта требует полного взаимопонимания заказчика и исполнителя. Только грамотное техническое задание способно обеспечить соответствие результата заявленным требованиям.
Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.