bv
Зачем писать техническое задание?

И по сей день встречаются заказчики и исполнители, которые уверены, что подготовка технического задания – пустая трата времени. Но полное взаимопонимание клиента и разработчика – это утопия, далекая от реальности. Эта статья призвана убедить неверующих в обязательности техзадания.

Что такое ТЗ

Техзадание – это документ, в котором подробно описаны требования к проекту. То есть в нем учтены все характеристики разрабатываемого сайта, перечислены условия и сроки выполнения работ, четко поставлена каждая задача и т.д.

Техническое задание утверждается заказчиком и согласовывается исполнителем. Работа над проектом начинается после его утверждения обеими сторонами.

Для чего нужно ТЗ на сайт

Основная задача этого документа – свести к минимуму разность между реализованным проектом и пожеланиями клиента. При этом и для заказчика, и для исполнителя техзадание служит главным ориентиром в работе и принятии проекта. Изменение ТЗ в одностороннем порядке невозможно.

Составление технического задания выполняет важные функции:

  • разрешение спорных ситуаций;
  • выполнение только оговоренных работ;
  • сохранение изначально указанных цен;
  • защита исполнителя от необоснованных правок;
  • гарантия реализации всех требования для заказчика;
  • своевременный запуск проекта.

Разработчик вправе не выполнять задачи, которые не были перечислены в техзадании. Клиент вправе отказать в принятии и оплате проекта, если его функционал не соответствует тому, что был описан в техническом задании на сайт.

Кто должен составлять ТЗ

Разработка ТЗ на сайт – сложное и трудоемкое мероприятие, которое требует профессиональных знаний в веб-программировании и смежных областях. Процесс его написания может занять не одну рабочую неделю.

Техзадание могут составить:

  • заказчик;
  • исполнитель;
  • третья сторона (проект-менеджер, эксперт).

В большинстве случаев заказчик далек от веб-индустрии и неспособен грамотно подойти к разработке технического задания. Поэтому часто он лишь озвучивает свое видение и общие требования, а основные функции по составлению задания ложатся на плечи исполнителя. Это происходит в форме брифинга, по окончании которого утверждается документ.

ТЗ могут составить приглашенные специалисты. Но их услуги платны и недоступны при ограниченном бюджете. К их помощи преимущественно прибегают лишь крупные организации.

Что должно быть в ТЗ на разработку сайта

Обычно техническое задание на сайт содержит следующие обязательные пункты:

  • Цели и задачи сайта. Это самый важный пункт. В нем ставятся цели, которых планируется достигнуть с помощью сайта, и формулируются задачи, решение которых приблизит к конечному результату;
  • Описание проекта. В данном пункте перечисляются характеристики проекта, начиная от целевой аудитории и заканчивая его полезностью для потребителя;
  • Техническая сторона сайта. В этом пункте технического задания подробно расписывается карта сайта, функциональность каждого элемента, пользовательский интерфейс, наполнение контентом;
  • Рамки проекта. Указываются конкретные сроки на все этапы или на проект в целом, устанавливаются финансовые ограничения;
  • Требования к разработке, тестированию и проверке. Оговаривается регламент, по которому будет тестироваться и приниматься готовый сайт;
  • Прототип будущего сайта. Это необязательный пункт, но крайне желательный. Если при подготовке технического задания включить в него прототип, то это положительно скажется на дальнейших работах. Прототипы мы уже разбирали в статье «Макет-прототип: бумажный или интерактивный?».

Это необходимый минимум, который должен быть в каждом ТЗ. При разработке сложных проектов не обойтись без дополнительных пунктов. Для простоты можно разделить сайт на отдельные блоки и для каждого из них сформулировать свое техзадание. Аналогичную операцию проделать с областями отдельных специалистов (программист, дизайнер, копирайтер, SEO-специалист).

Советы по написанию ТЗ

Следующие советы помогут Вам при составлении технического задания:

1. Охарактеризуйте свой продукт:

  • что из себя представляет;
  • для кого предназначен;
  • где будет востребован (город, район, область);
  • чем отличается от конкурентов.

2. Опишите бизнес-модель проекта:

  • ожидаемый доход;
  • ценность для рынка;
  • планируемая ниша;
  • ключевые партнеры;
  • экономическая структура.

3. Обозначьте миссию компании:

  • в чем заключается деятельность;
  • области, в которых задействована;
  • политика;
  • цели;
  • методы достижения целей.

4. Проанализируйте конкурентов:

  • найдите прямых конкурентов;
  • оцените их сильные и слабые стороны;
  • изучите сайты;
  • прочтите отзывы клиентов;
  • сделайте выводы.

5. Составьте портрет клиента:

  • возраст;
  • социальный статус;
  • доход;
  • семейное положение;
  • род занятий;
  • стиль жизни;
  • предпочтения;
  • цель посещения Вашего сайта.

6. Поставьте SMART-цели, то есть:

  • конкретные;
  • измеримые;
  • достижимые;
  • сопоставимые (с общей стратегией);
  • определенные (во временных рамках).

Разработка сайта требует полного взаимопонимания заказчика и исполнителя. Только грамотное техническое задание способно обеспечить соответствие результата заявленным требованиям.

Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг. 

Подпишитесь на наш блог

Вам также может понравиться