Грамотное поисковое продвижение предполагает правильно настроенные системы аналитики. Для их установки на сайт необходимо добавить соответствующие строчки в код. Часто задача осложняется тем, что требуется интегрировать сразу несколько сервисов. Даже при наличии штатного программиста на это уйдет много времени. А что делать тем, у кого нет своего разработчика? Решение есть – Google Tag Manager.
Что это такое
Google Tag Manager (GTM, Диспетчер тегов) – это инструмент для управления тегами JavaScript и HTML в коде сайта или приложения. Он добавляет или убирает строчки, отвечающие за подключение внешних программ. Пользователь может самостоятельно устанавливать и удалять системы аналитики и другие инструменты.
GTM является полностью бесплатным сервисом. Он появился в 2012 году и практически сразу завоевал огромную популярность среди владельцев сайтов, маркетологов и специалистов по интернет-рекламе. До этого программисты вручную вписывали теги для каждой системы. Это занимало много времени, и даже маленькая ошибка могла вывести ресурс из строя.
Рис.1. Как работает Google Tag Manager
Диспетчер тегов значительно упростил эту процедуру. Достаточно установить его код на сайт и через встроенный интерфейс включать и отключать нужные теги. Это быстро, удобно и безопасно.
Возможности GTM
- Интеграция сайта c системами аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика, AppsFlyer, AdRoll, DoubleClick и другие);
- Получение статистики из соцсетей (ВКонтакте, Facebook, Twitter и другие);
- Размещение тегов ремаркетинга различных сервисов (Google Ads, Facebook и другие);
- Внедрение тестирований и форм обратных связей (Google Опросы, Google Optimize);
- Включение кастомных скриптов (демонстрация баннеров и другие);
- Оперативное редактирование подключенного кода.
Рис.2. Пример установки счетчика в Гугл Таг менеджер
Кому полезен GTM
Google Tag Manager позволяет без помощи программиста проводить интеграцию со многими популярными аналитическими сервисами. Поэтому инструмент полезен всем, кто так или иначе причастен к разработке и продвижению сайтов.
Веб-аналитики и маркетологи могут внедрять внешние сервисы для подсчета важных показателей. Специалисты по контекстной рекламе – отслеживать рентабельность кампании, настраивать цели и ремаркетинг. Сеошники – оценивать эффективность выбранной стратегии.
Диспетчер тегов полезен не только фрилансерам, но и агентствам интернет-маркетинга. Он здорово упрощает работу с аккаунтами клиентов. Владельцы небольших ресурсов тоже в плюсе. При помощи GTM они способы самостоятельно управлять ресурсом и экономить на услугах разработчиков.
Рис.3. Главная страница интерфейса Google Tag Manager
Преимущества Google Tag Manager
- Доступность. Функционал программы полностью бесплатен;
- Оптимизация кода. Ручное приписывание тегов приводит к загромождению кода. Приходится все тщательно проверять при его дальнейшем редактировании. Для GTM достаточно единожды включить его код и далее работать через его интерфейс;
- Независимость от программистов. Установка и удаление тегов сопровождаются вмешательством в код сайта. GTM автоматически вносит соответствующие правки по указанию пользователя;
- Прозрачность. В интерфейсе наглядно отображены привязки скриптов к страницам и событиям;
- Режим отладки. Изменения начинают действовать в момент опубликования контейнера. До этого можно протестировать работу счетчиков в режиме отладки;
- Библиотека встроенных шаблонов и переменных. GTM богат на готовые решения для типичных задач. Они реализованы максимально результативно;
- Возможность создания пользовательских тегов. Предусмотрен вариант администрирования операндами, которые по умолчанию отсутствуют;
- Увеличение скорости загрузки. Чем больше код сайта – тем дольше он грузится. Код диспетчера оптимизирован и снабжен асинхронной загрузкой. Это значит, что медленные теги не мешают грузиться более быстрым;
- Откат к ранней версии. Программа фиксирует все изменения. Если при редактировании что-то пошло не так, всегда можно вернуться к рабочей версии. Также отображается информация о внесении правок конкретным пользователем ;
- Настройка доступа для разных пользователей. Сразу несколько пользователей с различными правами могут управлять тегами ресурса. Это удобно, когда над проектом работает команда специалистов;
- Подтверждение прав на сайт для Search Console. Это нужно, чтобы получить доступ к статистике поиска Google, относящейся к сайту или приложению. Через GTM это сделать легко;
- Распространенность. GTM – популярный инструмент. У него есть официальный форум и подробная справка. Там имеются ответы практически на любые вопросы.
Рис.4. Преимущества Google Tag Manager
Недостатки Диспетчера тегов
- Нужны базовые понятия HTML, CSS и JavaScript. Для полноценной работы в диспетчере необходимы элементарные навыки программирования. Более эффективная работа предполагает изучение основ или привлечение специалиста;
- Повреждение Google Tag Manager отразится на сайте. GTM хранит в себе все именованные метки. Если повредить его, то перестанут функционировать все теги, связанные с ним;
- Не все теги можно установить через диспетчер. Есть решения, не включенные в его библиотеку. Например, виджеты для социальных сетей;
- Избыток счетчиков увеличивает скорость загрузки. В GTM десятки встроенных тегов. Большое их количество отрицательно влияет на загрузку. Нужно следить, чтобы в коде сайте не было неиспользуемых;
- Дублирование тегов. Диспетчер может дублировать метки, прописанные вручную. Тогда статистика будет некорректной. Перед работой нужно убедиться, что часть кода не запускается параллельно;
- Отсутствие онлайн-поддержки и внутренней отчетности. В инструменте нет техподдержки. Все ответы придется искать в справке или на форумах. Также нет встроенной отчетности;
- Нет интеграции с некоторыми популярными сервисами. Не все востребованные инструменты добавлены в GTM, например, JivoSite. Чтобы собирать статистику через него, потребуются услуги наемного работника.
Подведем итог
Google Tag Manager – это многофункциональный бесплатный инструмент для управления тегами на сайте и в мобильном приложении. Он упрощает и ускоряет подключение аналитических сервисов к ресурсу, оптимизирует техническую часть, делает работу с аналитикой простой и безопасной.
Грамотная аналитика – важное, но не единственное условие для успешного поискового продвижения. Команда Белой Вороны приведет Ваш сайт в соответствие актуальным требованиям поисковых систем. Позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Найдем решение даже для задачи со звездочкой.