Приходя на работу в новую компанию (да и вообще при устройстве на работу) достаточно скоро мы сталкиваемся с тем, что в данной организации есть свои устоявшиеся правила и нормы. Например, тот же дресс-код или особенности проведения корпоративов.
Все это составляет корпоративную жизнь. Что это? Зачем она нужна? Об этом мы поговорим в данной статье.
Что это такое
Итак, сначала давайте ознакомимся с самим понятием корпоративной культуры. В данный термин принято включать совокупность определенных моделей поведения членов трудового коллектива той или иной организации. Эти модели поведения направлены на повышение не только эффективности работы внутри коллектива, но и на сплочение всех его членов. Как правило, в данное понятие включают:
- стили решения конфликтных ситуаций,
- принятая и утвержденная система коммуникации внутри коллектива и вне его,
- особенности отношений между сотрудниками,
- символика: логотип, гимн, ограничения и так далее,
- принятая в организации система лидерства.
Как видим, корпоративная культура направлена на поддержание качества трудовой жизни компании и на ее развитие. В качестве яркого примера стоит привести цитату из книги о корпоративной культуре такого автомобильного гиганта, как «Тойота». В книге сказано: «Принято выделять три уровня корпоративной культуры: первое – то, что мы видим; второе – то, что нам говорят и третье – то, что является мотивом для их действий».
Иными словами, если рассмотреть это на примере человеческого тела, то корпоративная жизнь компании будет выступать в качестве кровеносной системы – она будет направлять питательные вещества и минералы ко всем жизненно необходимым органам и системам.
Итак, сделаем вывод: корпоративная культура – это целый комплекс действий и мероприятий, которые зависимы друг от друга. И именно благодаря этой целостности управлять организацией или фирмой становится не только удобнее, но и эффективнее.
Классификация
На сегодняшний день принято выделять несколько типов классификаций для корпоративной культуры какой-либо компании. В частности, к ним относятся:
- инновационная культура – сюда относятся достигнутые результаты и способы их достижения, а также зависимость организации от внешней среды;
- культура личности – в данном случае главенствующую роль играет профессионализм сотрудника;
- формализованная культура – в нее входят разного рода правила, нормы и прочие регламенты, принятые в компании;
- центристская культура – к ней относятся иерархия, контроль подчиненных, власть и так далее.
Но никогда не стоит забывать, что «главным дирижером» корпоративной культуры является именно собственник, глава, директор фирмы или компании – от него зависит и уровень корпоративной культуры, и ее качество. И, конечно, как результат – достижения сотрудников. К слову, сотрудник, кто работает с кадрами (эйчар-специалист) также может задавать тон для корпоративной жизни. Нередко он работает «в связке» с главой организации.
Когда это нужно
Когда же необходимо задумываться о создании корпоративной культуры? На самом деле, думать об этом владельцу бизнеса стоит с самого начала. Ведь хозяин компании, как мы сказали выше, задает тон всему коллективу своих подчиненных. значит, то, как себя вести, что можно и что нельзя, что принято и даже то, как одеваться – нужно продумывать в самом начале создания бизнеса и написания бизнес-плана.
Правильно и не правильно
Наверняка вы слушали не раз: «плохая корпкультура», «хорошая культура компании». Мы считаем, что столь резкое разграничение на плохое и хорошее не совсем корректно. Культура внутри фирмы может быть работающая или не работающая. То есть, если вы расписали целый свод правил, норм и прочих догматов, красиво оформили их в буклет или повесили в рамку на стене, но ваши законы никто не исполняет. Или все исполняют ваши требования и правила, но при этом вас «тихо ненавидят – это повод подумать: а нужны ли вам такие требования? Не лучше ли что-то пересмотреть? Что-то, возможно, смягчить или, напротив, «завинтить гайки» в некоторых вопросах?
Ведь ваша задача как главы бизнеса и его руководителя – не сделать из себя «царя и бога», не сделать диктатуру или создать «культ личности» лишь бы только уважали. Ваша задача – сделать так, чтобы те, кто работает с вами и на вас, ориентировали на ваш стиль работы, ваши достижения и помогали вам вывести компанию на более качественные показатели.
Если Вам понравилась статья - ставим лайк и делимся ей в социальных сетях. Хотите получать больше полезных статей? Подпишитесь на рассылку. Раз в неделю пишем коротко про интернет-маркетинг.